Что для писателя значит слово родина дополните схему соколов микитов


Что для писателя значит слово родина дополните схему соколов микитов

Урок литературного чтения в 4Г классе МОУ СОШ № 31 г. Якутска

Тема: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

Задачи:

Развивать навыки сравнения, сопоставления, логическое мышление, память.

Формировать понятие о творческой манере писателя, об особенностях языка автора.

Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навыки самостоятельного чтения, умение делить текст на части и составлять план.

Оборудование: интерактивная доска, выставка книг и картин.

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Актуализация знаний.

Под мелодию песни «С чего начинается Родина» ученик читает стихотворение «Россия»:

Россия – добрая земля.

Россия – Родина моя.

Я здесь однажды родилась

И буду радовать всех вас.

Учитель: О чём стихотворение ?

Учащиеся: О России, о Родине.

Учитель: А что такое Родина?

Учащиеся: Место, где родился человек.

- Подберите слова – синонимы: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА.

- Что можете сказать про эти слова: родной, родственник, род, родина, Родина – мать, Отечество – отец.

- Может ли быть человек без Родины? Почему?

- Какое место вызывает у вас приятные воспоминания?

- Где вы стремитесь быть чаще?

3. Сообщение новой темы:

- Сегодня мы узнаем на уроке, как относится к своей Родине М. Пришвин в рассказе «Моя Родина».

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

- Все ли знаете об этом человеке?

- При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

V – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

Проверка.

- Что узнали нового?

- Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:

ки-пя-ти-лось

не-о-бык-но-вен-но

рас-ти-тель-ный

про-буж-да-ет-ся

со-кро-ви-ща

кла-до-вая

- Что такое сокровища?

1) драгоценность, дорогая вещь

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом

3) ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?

1) помещение для хранения материалов, товаров

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)

- Пробежитесь глазами по тексту (чтение текста про себя)

4. Анализ произведения:

1часть.

- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

( Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.)

- Чем угощала мать будущего писателя?

( «Мать угостила меня чаем с молоком»)

- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

(Научился вставать рано, до солнца)

- Как можно назвать первую часть очерка?

(«Вкусный чай»)

2часть.

- Всегда ли Пришвин жил в деревне?

- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.

( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?

(Он очень любил природу)

- Какое значение он придаёт раннему подъёму?

(«Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)

- Как можно озаглавить вторую часть?

(«Восход солнца»)

3 часть.

- Куда уходил Пришвин после чаю?

(«После чаю я уходил на охоту»)

- В чём заключалась охота писателя?

(«Моя охота была тогда и теперь – в находках»)

- Что это за находки?

(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)

- Как можно озаглавить эту часть?

(«Находки»)

4 часть.

- К кому же обращается писатель?

(Писатель обращается к детям, которые читают его книги)

- Как ты понимаешь «Мы хозяева нашей природы»?

- Что значит «кладовая солнца»?

(Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому)

- Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?

(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных)

- К чему призывает Пришвин?

( Пришвин призывает охранять Родину)

- Что значит «охранять природу»?

(«Охранять природу – значит охранять Родину»)

- Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

- Как можно озаглавить часть?

(Обращение к молодым друзьям)

- Вот мы составили план рассказа. Этот план поможет вам пересказать этот рассказ.

- Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

(«Охранять природу – значит охранять Родину»)

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

5. Творческая работа.

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа покажет свое отношение и любовь к своей Родине.

- Что вы представляете при слове – Родина?

- Одним словом опишите о своей Родине.

- Задание 1 группе: «Напишите, что для вас ваша Родина»

- Задание 2 группе: «Нарисуй, что для вас Родина»

- задание 3 группе: « Найти в тексте, что значит для автора Родина»

6. Проверка работ.

7. Итог урока:

- К чему Пришвин нас призывает?

- Для чего нужно беречь природу?

- Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них.

Сегодня на уроке…

Мне захотелось…

Я понял, что….

загрузка...




Что для писателя значит слово родина дополните схему соколов микитов

Что для писателя значит слово родина дополните схему соколов микитов

Что для писателя значит слово родина дополните схему соколов микитов

Что для писателя значит слово родина дополните схему соколов микитов

Похожие новости: